ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25-летие"

ЦВЗ Манеж. Санкт-Петербург 5-15 ноября 2010



ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25летие" ЦВЗ Манеж

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25летие" ЦВЗ Манеж

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25летие" ЦВЗ Манеж

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25летие" ЦВЗ Манеж

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25летие" ЦВЗ Манеж

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25летие" ЦВЗ Манеж

ЮБИЛЕЙНАЯ ВЫСТАВКА "МИТЬКИ. 25летие" ЦВЗ Манеж

Остальные фотографии на Я.Фотках

В Центральном выставочном зале «Манеж» с 6 по 14 ноября пройдет выставка "Митьки. 25-летие", посвященная юбилею первой выставки легендарной художественной группы «Митьки».

Группа «Митьки» сложилась в 1980-е годы и быстро переросла в массовое движение, объединив художников, музыкантов, поэтов, писателей и многочисленных «сочувствующих». "Митьки" стали одной из главных составляющих ленинградского неофициального искусства второй половины 20 века.

Живопись «Митьков» 1980-х - «городской фольклор», с открытым и несколько простодушным взглядом на жизнь, в котором раскрывается поэтичность и красота повседневности. Игровой, литературный характер митьковского движения успешно сочетается с сохранением высоких живописных традиций, усвоенных ими у художников «Арефьевского круга», которых «Митьки» всегда признавали своими учителями.

С 1990-х группа получает признание в нашей стране и за рубежом, работы «Митьков» экспонируются на многочисленных выставках, попадают в музейные собрания. О «Митьках» пишут статьи, искусствоведческие эссе и даже диссертации. Группа становится своеобразной «визитной карточкой» Петербурга.

Юбилейная выставка представит работы «Митьков» разных лет; работы «учителей» - художников «Арефьевского круга»; наиболее известные художественные проекты, инсталляции, архивные фотографии, видео. В состав выставки включен раздел «Друзья «Митьков» - работы известных петербургских и московских художников. В программе выставки – выступления музыкантов, поэтические чтения.

Адрес ЦВЗ «Манеж»: Исаакиевская пл., 1
куратор Лариса Скобкина

---------------------------------------------

Открытие - 5 ноября 2010 г. в 16:00, вход- свободный, дресскод-тельняшка.

 

ОТЦЫ (Митьков) (из каталога выставки)

Начнем с «отцов» - непосредственных предшественников и учителей митьков (Дмитрий Шагин родился в семье художников Владимира Шагина и Натальи Жилиной. Круг друзей-художников отца влиял на него с детских лет. Позже друзья Мити стали учениками, поклонниками, прдолжателями творчества “арефьевцев”. Так возникло понятие “отцы”) Это: самобытно и ярко одаренные Александр Арефьев, Рихард Васми, Владимир Шагин, Валентин Громов, Шолом Шварц. Художники ленинградского андеграунда, проявившие удивительную стойкость в жизни и творчестве. Продолжатели лучших традиций 20-х годов, бунтари новой формации были изгнаны из СХШ за излишнюю самостоятельность. Для них закрылись официальные выставочные
площадки. На этом «война с властями» и закончилась. Победой художников. Скудость материальной жизни для этих преданных искусству людей с лихвой окупалась роскошью жизни духовной, творческой. Александр Арефьев называл свой круг друзей-
художников «Орденом нищенствующих живописцев», себя же назначил «Магистром ордена». Арефьевская формулировка удивительно емка и точна. В ней - основы жизненной позиции группы: осознание своей миссии, кастовая гордость и отречение от благ мирских во имя творчества. Лидерство Арефьева возникало органично: он был яркой, колоритной личностью. (Позднее его мощное обаяние во многом
сформировало бытовые стереотипы митьков - начиная со столь важной детали имиджа, как прославленная тельняшка).
В отличие от большинства групп, арефьевцы не утверждали себя в обществе, не воевали за пространство в искусстве. Они просто в этом искусстве жили. Причем удивительно последовательно, словно не замечая, что социализм сменился демократией, власть идеологии - властью денег. История группы - не история борьбы, а история творчества.
Наверное, так и должно быть. С «отцами» у «Митьков» много параллелей – не только творческих. Обе «группы» объединяли художников очень разных, с ярко выраженной индивидуальностью. У
«арефьевцев», как позже у «Митьков», был период, когда собирались вместе смотреть и обсуждать новые работы. Были общие сюжеты в обеих группах. Были лидеры с яркой энергетикой – А.Арефьев и Д.Шагин (в обоих случаях лидерство – именно личностное,
однако давшее название группам. Могу засвидетельствовать, что «арефьевцев» - художников ярко одаренных – это не смущало. На мой вопрос, справедливо ли называть группу именем Арефьева, Рихард Васми ответил (улыбнулся, просветлел..): «Конечно, Арех был самым ярким и энергичным!» В каждой группе оказался «свой поэт» - Роальд Мандельштам у «арефьевцев» и В.Шинкарев – у «Митьков». Те и другие
дружили с музыкантами. Наиболее резким отличием была общественная установка. Группу Арефьева отличала герметичность, самодостаточность, замкнутость друг на друга (впрочем, сам Арефьев,
с его взрывным темпераментом, всегда был человеком крайне активным. В 1974- 75-м он стал одним из самых «громких» организаторов «Газа-Невских выставок»). «Митьки» же чрезвычайно открыты и общительны, отзывчивы к разным общественным
мероприятиям. Однако эта «несхожесть» не мешала «отцам» участвовать в митьковских выставках.

Л.Скобкина

 

Художники группы Митьки:
1. Голубев Василий
2. Тихомиров Виктор
3. Тихомиров Владимир
4. Филиппов Андрей
5. Флоренский Александр
6. Флоренская Ольга
7. Шагин Дмитрий
8. Шинкарёв Владимир
9. Полисский Николай
10. Семичов Алексей
11. Горяев Александр
12. Яшке Владимир
13. Кузнецов Андрей
14. Чурилов Игорь
15. Горяев Александр
16. Кузьмин Андрей
17. Васильева Ирина
18. Батынков Константин
19. Флоренский Вася
20. Митин Алексей
21. Сотников Иван
22. Шагина Татьяна
23. Кириллова Ия
24. Горская Юлия
25. Гребенщиков Борис
26. Котельников Олег
27. Козлов Борис
28. Михаил Сапего
29. Баделина Светлана
30. Владимир Соловьёв
31. Кирилл Миллер

"МИТЬКИ" - 25 лет (из каталога выставки)

25 лет художественной группы в истории искусства – редкость. И все же для «Митьков» - не чудо, а явление вполне объяснимое. Здесь соединилось большое количество факторов,
которые определили «непотопляемость» митьковской истории и митьковского мифа.
В основе – конечно же творчество. Собственно, именно оно (ну и вкус к совместным застольям и общность интересов) сплотили в конце 70-х (?) в дружескую группу Д.Шагина, А.Флоренского (и его друзей по Мухинскому училищу), А.Горяева, В.Шинкарева, А.Филиппова, А.Семичева (и позже – А.Кузнецова, В.Голубева, А.Кузьмина). Прежде
всего – творчество. Не то чтобы живопись их была сходной, скорее, совпадали вкусы к хорошему: нравилась живопись «группы Арефьева», с которой Митя Шагин знаком был с детства, а позднее его друзья стали друзьями и во многом – учениками – Р.Васми, Ш.Шварца, В Шагина. Не нравились «сюрики» (собственно, и термин родился в этой среде).
Ценилась свободная живописность и непритязательность, непафосность сюжетов. В дружеском кругу сложился своеобразный уклад: почти единодушная (дело прошлое) тяга к спиртному, восторженное отношение к любимым фильмам (вкусы и здесь
совпадали) –выдергивание из них цитат становится языковым «кодом» группы. Люди подобрпались талантливые, и это тоже притягивало друг к другу. Особенности группы были заметны и со стороны, что расширяло круг дружеских общений, втягивая поэтов,
фотографов, музыкантов.
Этот своеобразный коллектив стал прообразом завмечательно талантливой книги В.Шинкарева «Митьки», определившей название группы. В.Шинкарев уже ке тому времени писатель чрезвычайно популярный в среде ленинградского андеграунда –
книгами «Максим и Федор», «Папуас из Гондураса» зачитывались. Однако судьба книги «Митьки» особая. Судьба судьбоносная. Случай вполне уникальный в литературной среде:
книга, вдохновленная живущими персонажами, в свою очередь «дала им жизнь», очертив правила игры. Хорошо ли для молодых, развивающихся, растущих оказаться в плену у собственного орбозначенного образа?. Едва ли. Люди меняются, сбрасывая юношеские привычки, интересы, сленг, манеру поведения. «Митьки» же, ставшие знаменем целого поколения, поддерживали свою репутацию «литературных героев» многие годы. К концу
(?) 90-х начали отпадать отдельные члены товарищества. Ушли И.Чурилов, А.Семичов, А.Кузьмин, А.Горяев, В.Голубев. «Политбюро» (Д.Шагин, А.Флоренский, В.Шинкарев) еще держалось, но напряжение появилось и там. И все это – нормально и неизбежно для людей столь ярко и разнообразно одаренных, которые хоть и «братки», но не братья же!
Флоренские начали новую творческую жизнь, увлекшись концептуальными проектами и мультфильмами (?), В.Шинкарев, высоко ценимый в художественной српеде, нередко стал делать персональные выставки. В.Тихомиров сильно и успешно увлекся кино.
Начались разговоры о «распаде Митьков».
И все же – по прошествии еще одного десятилетия – «Митьки» существуют. Выставки, акции, книги, мастер-классы для детей, проекты, интенсивная жизнь митьковской ставки
на ул. Марата убеждают лучше словесных пассажей.
Как говорит В.Шинкарев, в «Митьках» остался только Митя. Что ж, он и есть «канонический Митек», описанный в замечательной книге:…
Естественно, что его черты характера легче угадываются и через годы. И все же это отнюдь не так. В «Митьках» остались изначальные А.Филиппов, А.Горяев, А.Кузнецов.
Появилась талантливая С.Баделина. Да и остальные Митьки разбежались недалеко и нередко принимают участие в совместных проектах (в самом значительном – «Остановка по требованию», выдержавшим в течение 3 лет .. выставок в .. городах России, приняли
участие…). Существует митьковская ставка на ул. Марата, где разместились в музее работы «отцов» (васми-шварца-шагина), и проводится до .. выставок в год. Митьки активно устраивают выставки в России и за рубежом (за порследние 2 года: .. музеев Финляндии, Рига, Бордо), проводят мастер-классы для детей (СПб, Ст.Ладога, Великий Новгород). И, собственно, главное: живет сама идея «движения Митьков», которая столь близка русскому характеру, что смогла пережить многие годы и очень разные политические эпохи. И даже если принять точку зрения «оппонентов» о превращении
движения Митьков в миф, обаяние движения только возрастает – особенно в наше время тотальной демифологизации..
Впрочем, надеюсь, что все споры разрешит выставка «25-летие митьков», продемонстрировав качество серьезной талантливой живописи, которая и является главной силой легендарной группы.
Прошло 25 лет после 1-й выставки «Митьков». Срок для художественной группы вполне фантастический. Впрочем, уже лет 15 принято говорить о «распаде «Митьков». И однако группа с этим историческим названием не просто существует, но и действует чрезвычайно активно: выставки в «митьковской ставке» на Марата, выставки в России и за рубежом, акции, проекты, мастер-классы для детей,книги. Разумеется, «канонический» состав «Митьков» не продержался неизменным. Уже в конце 90-х «откалывались» пионеры
движения: Горяев, Семичов. Ушли Чурилов, Голубев и Кузьмин. В 2000-х отделились А.и О.Флоренские, в 2008 – декларативно громко ушел Шинкарев. Впрочем, вернулся в.. Горяев, в проектах последних лет периодически участвуют Митин, Голубев, Чурилов.
Появились новые «Митьки» (С.Баделина, И.Мартьянова). Из изначальных остаются Д.Шагин, А.Филиппов, А.Кузнецов. И столь ли уж важен состав группы на вчерашний- сегодняшний день, если «Митьки» как явление нашей истории, нашей культуры
продолжают существовать?..
В чем секрет столь редкого долгожительства? Одним словом (пунктом) не сформулируешь.
Ядро группы сложилось в начале 80-х и связано было с общностью интересов бытовых(образ жизни) и живописных (увлечение творчеством «группы Арефьева» (А.А., Р.Васми, Ш.Шварц, В.Громов, В.Шагин), общность сюжетов («городской фольклор»). Возник круг друзей. Вполне однородным он не был изначально, и все же круг этот выделялся в среде ленинградского андеграунда своей особостью.
В 1984 вышла книга В.Шинкарева «Митьки», вобравшая уже сложившийся стиль группы («Участников движения предлагаю называть Митьками, по имени основателя и классического образца – Дмитрия Шагина» (с.207) и усилившая его обаяние ярким литературным талантом Шинкарева. И книга, и название группы и само «движение» очень быстро сделались культовыми.
В конце концов, придуманная (вымышленная) доброта лучше, чем реальная злоба Существует Центр «Митьков» на улице Марата, в котором: музей с работами В.Н.Шагина, Р.Васми, Ш.Шварца, А.Арефьева и работами «Митьков»; выставки – персональные и групповые; занятия с детьми; книги издательства «Красный матрос». Осталось верное группе «ядро» с серьезными художниками, в числе которых – те, кто был «у истоков» - Д.Шагин, А.Филиппов, А.Кузнецов, А.Горяев и талантливое пополнение (С.Баделина).
Решение живописных проблем в пейзаже, жанровой сцене – от «отцов» - одна составляющая; веселые «митьковские» сюжеты – продолжение литературной линии,
привнесенной Шинкаревым – дань «образу» - другая составляющая. Роль первой, несомненно, важнее в творческом плане – да и известность группы не продержалась бы столь длительное время только на забавном имидже.
Как говорит В.Шинкарев, в «Митьках» остался только Митя. Что ж, он и есть «канонический Митек», описанный в замечательной книге:…
Естественно, что его черты характера легче угадываются и через годы. И все же это отнюдь не так. В «Митьках» остались изначальные А.Филиппов, А.Горяев, А.Кузнецов. Появилась талантливая С.Баделина. Да и остальные Митьки разбежались недалеко, и нередко принимают участие в совместных проектах (в самом значительном – «Остановка по требованию», выдержавшим в течение 3 лет .. выставок в .. городах России, приняли участие…). Существует митьковская ставка на ул. Марата, где разместились в музее работы «отцов» (васми-шварца-шагина), и проводится до .. выставок в год. Митьки активно устраивают выставки в России и за рубежом (за порследние 2 года: .. музеев Финляндии, Рига, Бордор), проводят Мастер-классы для детей (СПб, Ст.Ладога, Великий Новгород). И, собственно, главное: живет сама идея «движения Митьков», которая столь близка русскому характеру, что смогла пережить многие годы и очень разные политические эпохи. И даже если принять точку зрения «оппонентов» о превращении движения Митьков в миф, обаяние движения только возрастает – особенно в наше время тотальной
демифологизации..
Впрочем, надеюсь, что все споры разрешит выставка «25-летие митьков», продемонстрировав качество серьезной талантливой живописи, которая и является
главной силой легендарной группы.

 

куратор выставки Лариса Скобкина

творческое объединение Митьки.

юбилейная выставка "Митьки. 25-летие" в ЦВЗ Манеж (Санкт-Петербург) видео, репортажи, экскурсии

 

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ ГРУППЫ ХУДОЖНИКОВ «МИТЬКИ »


1984 Август. Усть-Нарва, Дом культуры. «Выставка 15-ти»
1985 Март. Первая квартирная выставка (канал Грибоедова).
1985 Сентябрь-октябрь. Устъ-Ижора, Дом ученых. Первая
официальная выставка группы «Митьки», литературные чтения
(В.Кривулин, О.Охапкин), концерты (Б.Гребенщиков, В.Цой)
1985 Декабрь. ДК им. С.М.Кирова. Первая экспозиция группы
«Митьки» на выставке Товарищества Экспериментального Изобразительного Искусства.
1986 ДК Ленинградского Механического завода
1986 Ленинградский Дворец молодежи. Вторая экспозиция
группы «Митьки» на выставке ТЭИИ
1987 Январь. Гавань, Павильон №1. Экспозиция группы «Митьки» на выставке ТЭИИ , совместные акции с группой «Новые»
1987 Июнь. ДК им. Я.Свердлова. «Дни митьковской культуры»,
литературные чтения, концерты (Б.Гребенщиков, А.Башлачев).
1987 Октябрь. Петергоф, ЛГУ
1988 Апрель. Москва, Выставочный зал Союзахудожников на
Кузнецком Мосту. Ретроспективная выставка
1988 Май. Нарва, экспозиция «Митьков» в рамках
международного семинара современного искусства
1988 Сентябрь. Париж, музей-галерея «DE LASEITA», экспозиция
группы на выставке «Русский рок в плакатах»
1988 Октябрь. ДК железнодорожников. Ретроспективная выставка
1988 Декабрь. ЦВЗ ”Манеж”. Экспозиция группы на выставке
«Современное искусство Ленинграда»
1989 Январь. Гавань, Павильон № 1. Экспозиция группы
на выставке «40 лет Ленинградского авангарда. От неофициального искусства к перестройке»
1989 Февраль. Казань. Выставочный зал Худфонда РСФСР
1989 Май. Новосибирск, Академгородок. Выставочный зал АН
СССР
1989 Май. Вена, Институт славистики
1989 Август-сентябрь. «Митъки в Европе». Антверпен, галерея
«VRIJE VAL»; Кельн, галерея «KLAPPERHOF»; Париж, культурный
центр «CON FLU ENCES».
1989 Декабрь. Музей газеты «Правда». «100 картин в защиту
Олега Григорьева»
1990 Февраль-март. Экспоцентр. Экспозиция группы на Первом Биеннале новейшего искусства.
1990 Февраль-март. Куйбышев. Кинотеатр «Тимуровец».
«Митьки в Самаре»
1990 Июнь-июль. Государственный Русский музей. Экспозиция
группы на выставке «Территория искусства»
1990 Июнь. Москва, Дворец молодежи. Большая
ретроспективная выставка «Митьки в Москве»
1990 Декабрь. Воронеж, Художественный музей им.И.Крамского.
1990 Январь. Минск, Дворец искусств БССР
1991 Тверь, Областной художественный музей
1991 Май. ЦВЗ ”Манеж”. Экспозиция группы на выставке «Город»
1991 Сентябрь. Архангельск. Областной музей изобразительных искусств
1991 Октябрь. Государственная публичная библиотека
им. Салтыкова-Щедрина. Экспозиция группы на выставке
«Авангард и традиции русской печатной графики»
1991 Октябрь. Музей истории города (СПб). Экспозиция группы
на выставке даров телемарафона «Возрождение»
1992 Март. ЦВЗ ”Манеж”. Экспозиция группы на выставке «Арт-контакт»
1992 Ноябрь. Париж, галерея «DU HAUT-PAS»
1993 Декабрь. Государственный Русский музей.
«Ретроспективная выставка к 10-летию движения»
1994 Центральный Дом художника, Москва
1994 «Митьки в Финляндии». Juvaskylan Talvi, Ювяскуле;
галерея Taysikuu, Рованьеми
1996 Июнь. «Блоу-ап». Выставочный зал «Московская галерея». Москва
1996 Декабрь. «Митьки». Арт-центр ЭКСМА , Кальяри,Италия
1997 «Водка». Галерея Гельмана, Москва
1998 «Митьки-революшен». Музей Ленина, Тампере,
Финляндия
1998 Апрель. «15 лет движения Митьков». ЦВЗ”Манеж”
1999 «Митьки в Музее нонконформистского искусства». «Пушкинская,10», СПб
2000 «Митьки в ООН ». Штаб-квартира ООН . Нью-Йорк
2002 «Митьки на Славянском базаре». Витебск.Художественный музей
2004 Май. Себеж. Краеведческий музей
2004 Август. «Митьковские соколы в Орле.
I Всероссийский фестиваль». Орёл. Музей И. С. Тургенева
2004 Сентябрь-октябрь. Ижевск. Муниципальный выставочный центр
2005 Ноябрь. Чебоксары. Государственный центр
современного искусства. «Митьки и Чапаев»
2005 Декабрь. «Митьки в Белграде». Белград, Русский Дом
2005 Май-июнь. Вологда. Галерея Областного краеведческого музея
2006 Август-сентябрь. Боровичи. Боровичский краеведческий музей
2006 Октябрь. Фестиваль «Митьки в Одессе».
Литературный музей
1984-1990 Ежегодные выставки ТЭИИ , Ленинград
1993-2009 ЦВЗ ”Манеж”. Ежегодная выставка
“Петербург”
2007 Май-июнь. «Митьки в Великом Новгороде».
Комплекс «Диез»
2007-08 «Митьки в Финляндии». Aboa Vetus & Ars Nova.
Turku, ноябрь 2007 - февраль 2008; Jyvaskyla Art Museum,
февраль-март 2008; Hyvinkaa Art Museum, май-
август 2008; South Karelia Art Museum, Lappeenranta,
сентябрь-ноябрь 2008
2007 Сентябрь. «Митьки на Мсте». Культурный центр им. А. К. Лядова, г. Боровичи
“Остановки по требованию”:
2008 Сентябрь. Гос. Музей археологии Старой Ладоги
2008 Октябрь-ноябрь. Псковский Гос. музей-
заповедник
2008, декабрь –2009, январь Краеведческий музей г.
Великие Луки
2009 Март-май. Гос. музей истории г. Печоры
2009 Июнь. Крепость-музей г. Нарва (Эстония)
2009, сентябрь - 2010, январь. Новгородский академический театр драмы им. Ф.М. Достоевского
2009 Октябрь-декабрь. Выставка в здании Администрации Валдайского муниципального района
2009 Май-октябрь. Латвийский музей наивного
искусства, Рига


Кроме упомянутых, более 300 выставок в России и за
рубежом

Бесплатный хостинг uCoz